lubelia: (Читатель не писатель)
[personal profile] lubelia
Напишу сейчас несколько слов про совершенно классический мемуар, который все знают, даже если думают, что не знают. Николай Иванович Лорер обширные записки написал, затронул много тем, и многие кусочки оттуда знают все хоть сколько-нибудь культурные люди. В любой книжке про декабристов неизбежно будут цитироваться куски из Лорера про следствие - он отлично и красочно описал обстановку допросов. Почти в любой книжке о Пушкине - неизбежно всплывет кусок из Лорера, где он пересказывает слова Льва Сергеевича о своем брате - Александре Сергеевиче. В любой книжке о Лермонтове будет рассказ о лермонтовском Пятигорске, гибели и похоронах поэта. В исследовании, посвященном кавказским войнам будут анекдоты про генерала Засса "от Лорера".
В итоге, когда я читала эти записки, я с одной стороны понимала, что все ключевые куски у меня и так в памяти почти дословно сидят. А с другой - это именно куски, и они про кого угодно - про Пестеля, про Пушкиных, про Нарышкиных, про Лермонтова - не про Лорера. А записки - про него самого и их надо читать целиком. Они хорошо написаны и читаются как приключенческий роман: тайное общество-следствие и приговор-перепетии каторги и ссылки-приключения на Кавказе - даже чисто от сюжета не оторваться.
Но, пожалуй, главное, чем он меня заворожил - он очень добрый. Мужик пишет о довольно тяжелой жизни, полной разных испытаний и несправедливостей - и за все записки отзывается плохо или презрительно буквально о единицах. Совсем уж отчетливо не любит (и вот это периодически всплывает) - государя Николая Павловича... и, кажется, все.. Нет, еще он внезапно сделавшем карьеру Александре Николаевиче Муравьеве как-то... да и то, вот самое резкое, что он говорит: "Мы радовались в душе, что достойный Муравьев счастливым случаем избавился каторги, хотя в нравственном смысле ему было бы более чести, ежели б он искупил свое заблуждение, - ежели это было заблуждение, - одинаковым с товарищами наказанием...".
Все, обо всех остальных с кем его сталкивала жизнь - он говорит хорошо, с любовью, с огромным уважением - о слугах, о крепостных, вообще обо всех.
"Во всю мою жизнь я находил более людей симпатичных и готовых на добро, чем черствых и равнодушных. Пушкин где-то сказал: «Сколько высоких душ знал я, сколько знаю доселе! Они мирят человека с человечеством, как мирит природа человечество с его судьбою». Поверьте, если не все добро делают, то все добро знают, а это не безделица. Слова эти истинны и справедливы и служили к утешению моему в продолжение всей моей жизни."

...Это я просто осознала, что чем дальше, тем больше ценю в людях вот самую простецкую человеческую доброту, снисходительность к другим и готовность им помочь - а не накал высоких чувств, патриотизма, духовности и готовности к немедленному мученичеству за идеи. Иногда одно другому не мешает, а иногда как-то мало стыкуется...

В общем, если кто не читал (а я вот дожила до стольких лет и не читала, меня отрывочки всегда устраивали)- рекомендую. В сети есть.

December 2016

S M T W T F S
     1 2 3
4567 89 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 3rd, 2026 01:28 am
Powered by Dreamwidth Studios